ВЫПУСКИ

«Личность: ресурсы и потенциал» | Выпуск №1-2 (17-18) 2023

№ 1–2 (17–18) | 2023
От выпускающего редактора
Уважаемые читатели!

23-24 марта 2023 года состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Личность в системах управления». Традиционно мы публикуем материалы конференции в нашем журнале.

Немного статистики конференции. В этом году была получена 401 заявка от участников из 13 стран: Азербайджана, Армении, Беларуси, Германии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Румынии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Франции и конечно России. Все участники проживают в 93 населенных пунктах мира – 74 российских и 19 зарубежных. Почти половина участников занимает управленческие должности (президенты, директора, генеральные директора, ректоры, начальники, председатели, заместители руководителей). Треть участников имеет докторскую или кандидатскую степени, а каждый пятый участник – ученое звание доцента или профессора.
Конференция этого года запомнится, пожалуй, глубиной и фундаментальностью освещения и обсуждения её центральной темы – темы личности и ее идентичности в изменяющихся контекстах. Эта тема одна из самых важных и живых не только в рамках государственной службы, но и страны в целом.

В течение 2 насыщенных и динамичных дней спикеры попытались с разных сторон в научном и практическом ключе раскрыть тематики конференции, среди которых индивидуальные образовательные траектории (ИОТ), ценности и смыслы личности руководителя в системе государственного и муниципального управления, социокультурные контексты трансформационных процессов и субъектности, направления методологии оценки личности государственных гражданских служащих, профессиональная идентичность в системе ГМУ. Свое мнение по теме личности в системах управления высказали молодые ученые.
Выражаем благодарность всем спикерам, участникам, авторам за высокую активность, доверие и живой интерес к нашей конференции!

Зарина Гояева,

с добрыми пожеланиями

от всего редакционного коллектива

РУБРИКИ И СТАТЬИ
ЛИЧНОСТЬ И КОМАНДЫ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ: НАУКА И ПРАКТИКА

Дробот И.С., Фролов А.А.

Амбиции военачальника: взгляд на проблему →

Рослякова М.В.

Эмоциональный труд государственных служащих как ресурс развития клиентоцентричного государства →

Гудиев А.

Синергия в работе команды →




ТРАЕКТОРИИ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Марков В.Н.

Ресурсы зоны ближайшего профессионального развития →

Евсеенко В.А.

Формирование механизма профессионального развития персонала →




ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ

Баркова Ю.К., Гояева З.М., Переверзина О.Ю.,

Трифонова А.В., Чирковская Е.Г.

Интеллектуальная составляющая в профессиональной деятельности государственных служащих и возможности ее диагностики и оценки →

Татаринова Л.Н., Чирковская Е.Г., Шебураков И.Б.

Тесты знаний в практике оценки и отбора кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы →

Рожок А.В.

Оценка компьютерной грамотности государственных гражданских служащих: новые инструменты →

Комаров В.В.

Инструменты оценки результативности трудовой адаптации →




СИСТЕМА ОЦЕНКИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Шебураков И.Б., Татаринова Л.Н., Воробьева О.А.

Развитие системы оценки на государственной гражданской службе: требования, этапы и методы →

Шебураков И.Б., Сазонова М.Г.

Основные концептуальные модели оценки результативности деятельности →




СОВРЕМЕННЫЕ КАДРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Клычникова К.А., Новожилова И.А., Чирковская Е.Г.

Практика кадровой работы: современные платформенные решения для организации личностно-профессиональной диагностики и оценки →




ИЛЛЮСТРАЦИИ К ВЫСТУПЛЕНИЯМ УЧАСТНИКОВ IV МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ» 2023

Майорова Е.В.

Экосистема Уполномоченного по правам ребенка как инструмент реализации социального лидерства
PDF (RU) (стр.168–175) →

Прищепа В.С.

Методология оценки личности государственного гражданского служащего: контексты, направления, результат
PDF (RU) (стр.176–181) →

Коваленко Т.А.

Подготовка лидеров – драйверов изменений бизнеса
PDF (RU) (стр.182–196) →

Еварович С.А.

Ценности государственной гражданской службы
PDF (RU) (стр.197–201) →

Петрова С.А.

Мотивационная зрелость как характеристика готовности к карьерному росту
PDF (RU) (стр.202–208) →

Чирковская Е.Г.

Представления руководителей государственной сферы об управленческой успешности
PDF (RU) (стр.209–213) →

Семерикова М.Г.

Государственная служба в ценностно-мотивационных установках молодежи (по результатам социологического исследования)
PDF (RU) (стр.214–233) →

Раков Д.А.

Инструменты оценки компетенций и эффективности работы проектных команд
PDF (RU) (стр.234–239) →

Петросян Л.А.

Трансформационные процессы и карьерный рост
PDF (RU) (стр.240–248) →

Булетова Н.Е.

Факторы социального, экономического и экологического окружения личности и их влияние на профессиональное развитие
PDF (RU) (стр.249–257) →

Овсяник О.А.

Моделирование лояльности сотрудников к организации
PDF (RU) (стр.258–270) →

Гегедюш Н.С.

Проектные компетенции как потенциал личностно-профессионального развития государственных и муниципальных служащих
PDF (RU) (стр.271–280) →

Кучина Т.И.

Глубинные сценарии и профессиональная успешность мужчин периода средней взрослости
PDF (RU) (стр.281–297) →

Долгов М.В.

Оценка актуального состояния команд по модели 5F
PDF (RU) (стр.298–309) →




ДАЙДЖЕСТ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ

Дайджест
PDF (RU) (стр.310–311) →
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования понятия «амбиции», анализ данных психологического измерения амбициозности респондентов, обучающихся по программе «Национальная безопасность и оборона государства». Раскрывается взгляд авторов на амбициозность как профессионально важное качество военачальника, отмечаются негативные последствия чрезмерного проявления амбиций российских военачальников.
Аннотация
Переход к клиентоцентричной модели государственного управления формирует профессиональную культуру, ориентированную на человека. В статье предполагается, что новая модель управления требует от государственных служащих выполнения эмоциональной работы. Изучение декларации и стандартов клиентоцентричности подтверждает, что управление эмоциями становится частью государственной службы. Сделан вывод о необходимости учитывать эмоциональный труд государственных служащих при формировании компетенций, влияющих на успешность внедрения клиентоцентричной культуры в органах публичной власти. Статья направлена на поиск новых теоретических и эмпирических возможностей при изучении государственной службы.
Аннотация
В статье рассматривается феномен положительной командной синергии, условия его возникновения и развития. Описываются модели, позволяющие структурировать и оценить факторы, влияющие на развитие синергии, подходы к оценке размеров синергетического эффекта, описываются методы развития синергии в командной работе и потенциала команды в целом.
Аннотация
Статья предназначена для обсуждения нового теоретического понятия – зона ближайшего профессионального развития. Анализ проводится на основании авторской типологии внутренних и внешних ресурсов, которые определяют индивидуальный потенциал профессиональной деятельности. На этой основе, определяется зона ближайшего профессионального развития, внутренние факторы, внешние условия реализации профессионального потенциала в этой зоне. В качестве основного механизма развития рассматривается взаимодействие субъекта деятельности с его окружением.
Аннотация
В статье представлен научно-методический подход к структурно-функциональному построению модели механизма мотивации профессионального развития персонала. Показано, что особенностью механизма является формирование многоуровневой системы мотивации профессионального развития персонала предприятий, адаптированной к современным условиям. Обоснованы цели, принципы, функции, целевые ориентиры и особенности мотивационного воздействия отдельных блоков механизма, специфика функционирования на разных экономических уровнях.
Аннотация
В публикации рассматриваются проблемы измерения интеллектуальных способностей государственных гражданских служащих. Приводится обзор теоретических и методологических оснований указанной проблемы. Описывается зарубежный и российский опыт применения различных инструментов оценки интеллектуальных способностей. Дается описание разработанной авторами тестовой методики оценки интеллектуальных способностей государственных гражданских служащих и условий проведения теста.
Аннотация
В статье поднимается вопрос о тестах знаний как инструменте оценки и отбора персонала на государственной гражданской службе. Подробно рассматриваются требования к профессионализму государственных гражданских служащих. Описываются нормативно-правовые и научно-методические требования к разработке инструментов оценки. Приводятся ключевые аспекты определения модели и архитектуры теста в области оценки базовых требований, выделенные авторами по результатам анализа литературы и источников. Предлагается архитектура разработанного авторами теста оценки базовых знаний госслужащих и кандидатов на замещение вакантных должностей на государственной гражданской службе.
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы оценки компьютерной грамотности государственных гражданских служащих. Представлен профиль компетенций, связанных с компьютерной грамотностью. Отмечается потребность в обновлении методик оценки уровня владения современными компьютерными технологиями для государственных служащих. В качестве решения проблемы предлагается использовать кейс-тесты как новый инструмент оценки компьютерной грамотности на государственной службе.
Аннотация
В статье рассмотрены основные подходы к оценке результативности трудовой адаптации, проведен анализ ее аспектов и инструментов. Автор предлагает свой вариант проведения оценки результативности трудовой адаптации на основе индикаторов выраженности критериев, скомпонованных в три блока: интериоризация, квалификация и функционирование; а также дополнительный инструмент оценки на основе анализа вариантов адаптации, связанных с трудностями прохождения ее стадий. Названные инструменты планируются к применению в рамках выполнения научно-исследовательской работы по изучению особенностей влияния уровня базовых компетенций молодых работников на эффективность их первичной трудовой адаптации (на примере выпускников учреждений среднего профессионального образования).
Аннотация
В статье анализируются подходы к оценке, затрагиваются проблемы неэффективности кадровой политики на государственной гражданской службе, обосновываются направления, позволяющие повысить уровень зрелости системы оценки на современном этапе. Авторами отмечаются риски применения нерелевантных и ненадежных инструментов оценки, что в конечном счете снижает качество принимаемых кадровых решений и кадровой политики в целом. Развитие системы оценки на государственной гражданской службе связывается авторами с четким определением предмета оценки, сбалансированностью централизованного и вариативного этапов оценки, обеспечением надежности, валидности, релевантности и «лицензионной» чистоты применяемого оценочного инструментария.
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы теории и практики оценки и стимулирования результативности профессиональной деятельности на государственной гражданской службе. В рамках теории результативного управления описывается понятие «оценка», а также некоторые терминологические особенности входящих в оценку элементов. Анализируется и сопоставляется ряд моделей оценки результативности деятельности организации, среди которых, по мнению авторов, наиболее перспективной для оценивания эффективности и результативности деятельности государственных гражданских служащих является модель BSG (Balanced Score Card).
Аннотация
В статье рассматриваются автоматизированные современные платформенные решения российского производства (кадровые платформы), которые представляют собой «экосистему» и содержат различные инструменты и сервисы для реализации широкого спектра задач: проведения личностно-профессиональной диагностики и оценки кадров, привлечения, отбора и подбора кадров, а также для личностного и профессионального развития персонала организации. Представленные материалы полезны как руководителям и специалистам кадровых служб, которые определяют запрос на цифровизацию кадровых процессов, процессов всего цикла управления персоналом, особенно оценки и диагностики кадров, так и специалистам по развитию и оценке персонала.